Геймплей новой серии оказался гораздо более агрессивным и быстрым, чем я ожидал. Но вместе с тем произошли значительные улучшения в организации игры по дефолту. Вот взять, к примеру, патрули. Раньше оставлять их одних было совершенно невозможно. Парни были тупы до безобразия, тратили припасы и ходы по чем зря. Сейчас же совершенно другое дело. Второй патрульный не пытается убить уже мертвого врага и бодро разворачивается к следующей угрозе. Кроме того, появился новый класс, ставший моим любимым, во всяком случае, на данный момент времени и пространства. Specialist, плотно работающий в связке с дроном Gremlin, на мой взгляд просто прекрасен. К тому же дрон апгрейдится, после чего боец становится хакером, ломающим компьютерную защиту врага на приличном расстоянии. По понятным причинам улучшения дрона и самого класса Specialist невозможны на ранних уровнях игры. Но зато чуть позже, дождавшись «времени перемен», вы сможете инициировать так называемый Revival Protocol. Это улучшение становится доступным после получения вашим воякой гордого звания сержанта. Обновление интересно тем, что позволяет научить воина справляться с приступами панических атак. Это, к слову, очень важная история. Чужие любят в автоматическом режиме сходу бить пси-волнами, и неподготовленный солдат, оказавшийся под ударом таких волн, может легко бросить гранату, а то и две, в стену, за которой вы укрываетесь. Естественно, стена разлетается в пыль, а от вас через некоторое время также остается мокрое место.
Способность Specialist работать с дроном Gremlin как-то здорово меня выручила. Помню, было всего восемь свободных ходов, чтобы разобраться с войсками Advent и хакнуть их сеть. Все шло неплохо до того самого момента, пока на последнем ходе я не обнаружил, что единственный солдат, способный выполнить боевую задачу, связан борьбой с Viper и пробить защиту сети не в состоянии. Ситуация показалась безвыходной, но незаменимый Gremlin прилетел и красиво вынес защиту сети, так что для ребят из Advent это был полный «геймовер», а для меня и моей команды все еще только начиналось. Это не говоря о паре симпатичных бонусов за работу.
Кстати, о бонусах все-таки стоит замолвить словечко. В случае с моим любимым Specialist они разные и предлагаются в зависимости от соотношения между уровнем хакера и уровнем защиты терминала. Некоторые зарабатываются неделями, другие же готовы к демонстрации своих качеств практически моментально. К последним принадлежит, например, ослепление врага на два хода.
Геймплей XCOM 2 обожает держать игроков в постоянном напряжении. Особенно в этом смысле талантливо выстроены миссии с ограничением по времени. Второй фактор, конечно же, ресурсы. Система лута отрегулирована таким образом, чтобы не дать вам расслабиться. Мало того, нужно постоянно просчитывать варианты. Иногда сделать это почти невозможно, особенно в тех случаях, когда лут, который вам нужен, дается в самом начале игры, но находится вдали от основных локаций месте. Вам приходится каждый раз выяснять, стоит ли овчинка выделки, а игра-свечей. Факторов для принятия решения более чем достаточно, чтобы запутаться. Для начала - лут, который вы увидели в начале миссии, может испариться к тому моменту, когда вы решите сходить за ним. То есть идти надо сразу? Скорее всего да, но при этом вы тратите ресурсы и можете попасть под удар, которого могли совершенно спокойно избежать, если бы не совались за халявой. Добыча, находящаяся у поверженных вами врагов, совершенно точно исчезает с карты через три хода, так что раздумывать особенно некогда. Угроза получить по первое число и тут имеется, при чем не хилая. Но всевозможные проблемы зачастую перевешивает желание получить заветные ресурсы, которые в геймплее XCOM 2 обычно представлены в виде различных улучшений оружия - от самых простых дополнительных прицелов до сверх сложных репитеров, повышающих шансы с первого выстрела завалить самого грозного врага.
Но дадим слово нашему консультанту, «зловещему» DeAngelis
«Ребятки, ну, наверное, вы уже поняли, что XCOM 2 бросает геймерам вызов за вызовом, так что у кого с этим проблемы, или может кто-то просто не справляется, так не мучайте себя и других - возвращайтесь к своим куклам и играйте в них. Оставьте настоящее дело реальным геймерам».
Ну да... Жестко, но справедливо. Тем более, что не все так уж плохо. На самом деле в начале каждой миссии XCOM 2 у игрока есть преимущество. Его солдаты ведь действуют как партизанское движение сопротивления. Поэтому по дефолту войска Advent и даже чужие не видят их на карте столько времени, сколько сможет избежать обнаружения сам игрок. Иными словами, пока партизаны не открывают огня на поражение, не подходят близко к расположению противника или не ломятся куда-нибудь, гремя на всю карту, то все преимущества внезапного нападения на их стороне.
Вот, например, один из возможных сценариев реализации такой завидной форы. Я отправляю основную часть своего личного состава в секрет. При этом выставляю разрешения, которые регулируют поведение бойцов во время несения службы. Короче говоря, они не будут стрелять первыми, но в случае обнаружения начнут отвечать огнём. Секрет тихой сапой окружает довольно большую группу войск Advent. Как только последний солдат из секрета завершает окружение с флангов, пара оставшихся у меня воинов начинает захлопывать ловушку, открывая огонь на поражение. Этот маневр снимает установленные ограничения с солдат в секрете, и они присоединяются к веселью. Группа Advent уничтожена. Красота…
«Мне кажется, я понял, почему сейчас почти не вспоминаю об Enemy Unknown» завершает свое не слишком традиционное интервью-консультацию DeAngelis. «Я помню вкус первой игры, да, но потом все относительно похоже в том смысле, что если уж ты в чем разобрался, то это уже не изменится в игрушке никогда. Да, там можно легко было проиграть, скажем, если полез слишком рано на базу противника, но.. Как только решался вопрос со спутниками, а происходило это довольно быстро, дальше все шло как по накатанному. С XCOM 2 я этого совершенно не чувствую, каждый раз начинаешь играть и думаешь - что, что я должен сделать сначала? Пойти туда, сюда или может все-таки сделать вот так?... К новой миссии в этой игре нельзя подготовиться, но что самое интересное, даже переигрывая заново ты встречается с кучей вопросов, решение которых имеет маркировку по приоритету «Немедленно!».
XCOM 2 | Непосредственное знакомство | Часть 1