Мы не только знаем все спецификации Steam Machines, не только читали и смотрели результаты различных теоретических и практических тестов, но и хорошенько «погамали», подергали за рычажки контроллера и нажали все кнопки, до которых дотянулись. И знаете что? Пока мы все-таки так и не поняли, нафига козе баян... эээ.. то есть, зачем вообще Valve затеяла весь этот сыр-бор.
Начнем издалека. Что мы знаем про саму концепцию? Steam Machines, новое слово в индустрии развлечений, как уверены в Valve, появились на волне слухов и предположений о том, что эра игр на PC подходит к концу. Десант из машин принципиально иной геймерской линейки, сочетавшей в себе лаконичность консольного имиджа и гораздо более серьезное железо от PC, должен был спасти игрока от порабощения Apple TV.
«Яблочные» ребята уже в который раз предложили качественное и простое, подходящее как для нуба, так и для гика, решение. Тенденция ухода в более расслабленную, комфортную атмосферу спальни или дивана в гостиной, стала настолько сильной и определяющей, что многие эксперты объявили об угасании PC гейминга. И тут, вся в белом, выходит Valve, и обещает все исправить при помощи Steam Machines и их гибкостью и возможностями успешно перенести качественный геймплей из воющего всеми вентиляторами компа в стильный корпус мощной приставки. Таким образом Valve полагала, что сможет поддержать PC игры как жанр и при этом потеснить завладевшие вниманием игроков консоли от Sony и Microsoft. Однако в концепцию, как и в любую теорию, жестокая практика вносит свои, иногда довольно неприятные коррективы.
Первый вопрос: а что с ценой?
$500 за самую дешевую версию Steam Machines? Это многовато. Потому что, во-первых, производители современных консолей могут позволить себе снижать цены за само железо до $350- 450, при этом отбивая расходы на мажорных релизах. Sony, Microsoft, и даже Nintendo проводят акции и распродажи, хорошо понимая, что скидки окупятся, когда геймеры будут грузовиками скупать что-нибудь вроде CoD, Battlefield или Fallout. Компании, ответственные за производство Steam Machines, не могут пока себе этого позволить, потому что, и это во-вторых, игр под этот новый геймерский девайс еще не слишком много. Правда, тут мы должны отметить DIY вариант для настоящих, суровых олд скул ребят, которым нравится самим собирать себе машину. И в этом смысле Steam Machines немедленно выигрывают, позволяя составлять различные конфигурации в зависимости от требований и кошелька пользователя. При чем в любом случае графика будет лучше, либо гораздо лучше, чем на современных популярных сегодня консолях, что, согласитесь, весьма важно для играющего народа.
Мы вплотную подходим к обсуждению вопроса, который обычно называется «проблема выбора». У нас есть PC, чья сильная сторона - бесконечная кастомизация всего, от корпуса до видеокарт и цвета подсветки клавиатуры. Мы также можем приобрести одну из консолей, где пользователь покупает все «как есть», апгрейд возможен лишь частично, зато неоспоримы удобства самого игрового процесса за любимым телевизором и огромная экосистема релизов, предлагающих геймплей на любой вкус и кошелек. Появление Steam Machines несколько путает карты, хотя эти устройства, если изложить максимально просто, должны принести в вашу гостиную мощь и красоту PC со всей библиотекой знаменитых игр, завернутую в изощренный дизайн консоли от Valve.
Представители компании не раз замечали, что их идея состоит также в том, чтобы дать возможность массам насладиться PC геймингом. Ничего не надо настраивать, просто включили приставку, TV - и вперед, к победам и свершениям. Но на практике это не совсем так. Процесс приобретения и настройки Steam Machines все также далек от идеала покупки и использования массового устройства. Возможно, это покажется удивительным, но подавляющее большинство людей не обращают особого внимания на марку процессора или видеоадаптера. Им гораздо важнее пойдет или не пойдет конкретный, вот этот вот их любимый игровой релиз.
Valve же предлагает Steam Machines, которые делают различные компании, с разными спецификациями и, соответственно, возможностями. То есть Valve говорит юзерам - давайте, выбирайте, самим попытайтесь разобраться какая именно конфигурация машины вам нужна. Тут вполне можно оправданно провести аналогию с устройствами на Apple и Android. Valve обещала решение простое и массовое «яблочное» решение, но получился катомизированный вариант Android.
Есть вопросы и к контенту. Игрушки для PC, как и для консолей от Sony и Microsoft, максимально доступны. Их можно приобрести даже на бензоколонке, скачать из интернета или заказать в любом компьютерном магазине. Про релизы для Steam OS такого пока сказать нельзя. Более того, не все в курсе, что даже тот довольно бедный список игр, вывешенный на сайте Valve, пока не поддерживается новыми девайсами полностью.
И совсем непонятно, как ребята из Valve собираются нейтрализовать таких серьезных конкурентов своим машинам как NVIDIA с ее Shield TV и Microsoft. Последней после нескольких лет подготовки наконец-то удалось создать свою экосистему, в которую уже входит Xbox, планшеты, смартфоны и PC на Windows OS, а в скором времени ожидается и появление TV. Но самое невероятное - у самой компании Valve уже есть сервис под названием Steam Link! Заплатив всего лишь $50 за небольшую коробочку, пользователь легко может транслировать свои любимые игрушки по домашней сети на TV, наслаждаясь комфортом любимого кресла. Возникает закономерный вопрос, которые зададут себе, вероятно, многие будущие покупатели Steam Machines: зачем тратить $500 за самую слабую конфигурацию машины, если можно, фактически ничего не меняя и отдав $50, получить отличный результат? Да, конечно, такое решение имеет свои нюансы, но разница в деньгах смутит кого угодно.
Вывод пока что неутешительный для Valve. Новые консоли-PC пока что еще слишком ограничены в выборе контента и дороги. Возможно, что ситуация будет исправлена в ближайшие несколько месяцев или лет, но... будет ли пользователь настолько терпелив?