Геймплей Shadow Tactics: Blades of the Shogun представляет собой элегантный ответ на простой вопрос: как эффектно и при этом незаметно пройти из точки А в точку Б? Да, вы правы, вопрос этот настолько же прост, насколько и надоедлив. Невероятная армия уже выпущенных игрушек вертится вокруг этой незамысловатой пары вопрос- ответ, показывая реализацию различной степени увлекательности и эффектности. И лишь немногие предлагают такое же блестящее решение, как это сделали разработчики Gears of War, создав образец -феерию шутера или девелоперы Portal, по мнению многих написавших неповторимый образец геймерского пазла.
А все потому, что язык гейминга почти всегда основывается на конфликте. Хорошо или плохо, но стелс в этом смысле меньше подвержен внутренним противоречиям, зато в этом жанре полно своих условностей. Геймплей может стать мучительным кольцом заранее определенных и через некоторое время предсказуемых событий. Чтобы сделать свой ход, нужно ждать, когда ваш враг окажется в определенном месте карты или выбрать определенное время, но результат провала жесток и привычен: прощай прогресс и все вещи, что вы успели насобирать за то время, пока вас не обнаружили. Иными словами, если вас нашли, то это всегда проигрыш, без вариантов и сомнений. Готовьтесь проходить все с начала, иногда буквально с нуля. Как же грустно и скучно то, а?
Shadow Tactics может быть весьма требовательной к игроку, но она никогда не наказывает так безжалостно, как это делают другие игрушки этого жанра. Более того, в каком-то смысле геймплей помогает игроку оставаться в тренде и не терять набранные очки при помощи таймера, напоминающего геймеру, что пора сохраняться, во избежание неприятных разочарований. Стоит геймеру пропустить время сохранения, как через мгновение на экране уже появляются цифры. С каждой следующей «лишней» минутой они становятся все ярче и заметнее. Shadow Tactics таким гуманным образом приучает геймера сохранять прогресс как можно чаще, вырабатывая у игрока привычку на уровне автоматизма.
Игрок контролирует пятерых зловещих ассасинов, каждый из которых обладает своими специфическими скилами. Некоторые могут нападать сразу на несколько противников за один ход, тогда как другие прыгают на крыши зданий или поражают врага на огромном расстоянии. К концу первого уровня геймер получает представление обо всех тактических и стратегических возможностях своей команды. После чего может тасовать исполнителей, складывая из их абилити причудливые узоры различной сложности.
Пейзаж мира игры весьма разнообразный и придает сценам битв некоторый колорит. Заснеженные вершины морозных гор, соседствующие с высокими башнями японских замков периода Эдо, почти живой и зеленый лес -все это отражается не только на картинке, освежая впечатление от Blades of the Shogun, но и на условиях стелса. Снег скрипит, выдавая передвижение крадущихся ассасинов, ветки хрустят под их ногами, заставляя продумывать каждый шаг, приближающий команду к цели. Несмотря на свою относительную по сравнению с другими игрушками жанра гуманность к геймерам, серьезных ошибок геймплей все же не прощает. Иногда даже кажется, что репутация эта возникла по ошибке. Ну как можно сказать, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun «добра» к игрокам, когда на некоторых уровнях приходится преодолевать дюжину охранников и огромное количество других препятствий, каждое из которых может стать последним? Правда, все же интерфейс игры подробен и дает игроку в руки все возможные козыри. Так что при определенной внимательности угадить под неожиданную раздачу от врагов очень трудно. Внимание охраны всегда легко считывается, потому что показывается на мониторе специальным значком, постепенно наполняющимся густым цветом по мере приближения геймера и его команды к границе внимания бдительной охраны. Сами по себе гарды не слишком опасны, но берут количеством. Именно поэтому категорически не рекомендуется быть настолько беспечным, чтобы дождаться звукового аларма, означающего, что охрана подняла тревогу и вскоре местность будет буквально наводнена врагами.
Впрочем, даже в такой опасной ситуации, в которой любая другая игрушка в течении нескольких минут перетирает героев в порошок и заставляет геймера начинать с сэйва, Shadow Tactics предлагает интересный выбор: можно сдаться и начать все сначала или заменить одного-двух особенно засветившихся ассасинов из команды на новеньких ребят, которые прибудут в несколько другой район карты, что позволит сбросить «хвост» из армии враждебно настроенных самураев. Правда, позицию геймер все же потеряет и ему придется перестраивать атаку по новой, стараясь учитывать все возможные неожиданности.
В Shadow Tactics: Blades of the Shogun, как выяснилось, огромную роль в победе над врагом играет координация усилий ассасинов, их совместная работа, объединенная единой целью. Парни подобрались как на подбор сообразительные и по-своему сильные. Крепкий самурай Mugen, маленький мастер маскировки Aiko, стелс- ниндзя Hayato, быстрый и изобретательный Yuki, а также взвешенный и мудрый снайпер Takuma- все эти ребятки и сами по себе не промах в любом смысле этого слова. Однако при правильной выбранной тактике и стратегии за 20 часов невероятно красочного и насыщенного приключениями геймплея они превращаются в настоящую команду, которую просто невозможно остановить.
Разработчики Shadow Tactics верно поняли, какая именно причина делает стелс игрушки столь привлекательными для геймеров. Они сконструировали и прописали великолепную игровую систему, которая не слишком строга к геймеру, но при этом постоянно толкает его вперед, не давая заковыряться на одном месте, долго примериваясь к следующей цели. И несмотря на то, что сама по себе идея и модель геймплея уже давно существует и проверена годами, разрабам Shadow Tactics: Blades of the Shogun удалось нащупать тонкую грань гармоничного существования и развития сценария, героев и их невероятных битв, которая делает игру незабываемой.