Такое случается часто. Мультиплеер Battlefield 3 буквально заставляет меня раскинуться на стуле где-нибудь посреди пустыни и наблюдать за хаосом, разворачивающимся на моих глазах. Когда баталии происходят на самых выигрышных картах – например, Caspian Border с участием 64 игроков - буквально каждый пиксель пропитан духом войны. Забираешься на крышу – и невольно цепенеешь: вдалеке поднимается дым от горящего леса, над головой кружит вертолет, уходя от огня вражеской артиллерии. Совсем рядом танк протаранил подвал какого-то здания. А вот у холма вдалеке что-то блеснуло – должно быть, это снайпер, который сейчас целится прямо в меня.
Если бы 15 лет назад мне сказали, что именно так будут выглядеть онлайн-сражения будущего – я бы не поверил. Серия Battlefield всегда славилась необычным, выразительным дизайном. Но как было бы здорово, если бы можно было использовать транспорт, правда? Разве не классно было бы превратить поле боя в настоящую войну, с отрядами, определенными заданиями и огромным количеством игроков? А если разрешить управлять самолетами, танками, джипами? Сделать огромные, разрушаемые здания?
То, что когда-то казалось лишь мечтой, теперь осуществилось. Ни один другой современный шутер не подарит вам таких эмоций, как Battlefield 3. Мне нравится смотреть на пролетающий мимо вертолет и представлять себе, что задумал игрок, управляющий пилотом. Мне нравится знать, что каждый объект находится под контролем живого игрока, что любой виртуальный солдат - одновременно и режиссер, и звезда своего собственного военного боевика.
Одиночная кампания Battlefield 3 – это не кино. Это водная горка, стенки которой обклеены картинками. Это 10 вымученных часов формальностей: вот вам несколько главных героев, тут же и поездки на транспорте, не забудьте про террористическую угрозу и моральный выбор. Это просто недоработанная халтура, самая дорогая в мире попытка подражания Call of Duty.
Вы начинаете игру в роли сержанта Блэкбёрна, который лихо заскакивает на поезд, пробивая заднее стекло, и расправляется с находящимися в нем террористами. С этого самого момента игра ни на йоту не отступит от тотальной линейности. Геймера перенесут на 8 часов в прошлое, где наш герой уже сидит на допросе у двух федералов. Он рассказывает о событиях, в которых принимал участие, и каждый отрывок его воспоминаний реализован в виде миссии. Должно быть, его речь воспринимается приблизительно следующим образом: «Я подстрелил человека, потом еще одного, потом сам схватил пару пуль и мои глаза как будто вареньем заволокло; постоял немного за колонной, отдышался, почувствовал себя получше, затем выбил дверь и закинул внутрь комнаты гранату, пристрелил еще шесть сотен человек и вдруг осознал, что они бесконечно появляются вновь и вновь.»
Когда вы подберете подходящее оружие и дойдете до отрывка с более-менее неплохим дизайном уровней, стрелять становится действительно весело. Вы чувствуете отдачу от оружия, и в то же время враги погибают уже от пары пуль. Миссия в Париже приблизительно на полпути к финалу – лучшее, что предложит вам игра. Но зачастую перемещение между локациями, от укрытия к укрытию, ощущается как тягостная рутина, усугубленная непостоянством чекпоинтов. Смерть настигает постоянно, и перед преодолением злосчастного участка приходится заново проходить по три-четыре комнаты.
Упомянутые выше агенты ФБР не спешат верить рассказу главного героя. Они разыгрывают миниатюру «хороший коп – плохой коп», изредка сдабривая свою речь плоскими анекдотами. «Что вы можете сказать о Джереми Хокинс?» - спрашивает один из них. «Я ничего не слышал о ней», - отвечает Блэкбёрн. После этого следует ошеломительно красивая самолетная миссия. Когда все цели поражены и задание завершено, нам вновь показывают комнату допроса, в которой федерал выдает изумительную реплику: «Отличная история. Но как она относится к делу?»
Ответ – никак. Больше вы никогда не услышите о Хокинс и не сыграете за неё. Потому что главная задача Battlefield 3 – приковать вас к экрану сейчас, в этот конкретный момент, подкидывая новый игровой опыт.
Справедливости ради, происходящее в одиночной кампании никогда не опускается до уровня необъяснимого хаоса Call of Duty, но и не перескакивает планку красивой пустышки. Вышеописанная миссия на истребителе очень эффектна, но вы даже не пилотируете его самостоятельно, а только отстреливаетесь от противников. Когда вас сажают за руль танка, вы по сути отыгрываете роль таксиста. Главный герой может выживать после землетрясений, разносить к чертям здания и прыгать с парашютом – но только когда игра захочет показать вам очередную красивую сцену.
За 8 часов однопользовательского режима игрока не заставят принять сколь угодно интересного решения. В одной из последних миссий будет один-единственный момент, в котором можно поступить двояко – и если ваше решение не совпадает с прописанным в сценарии, персонаж просто упадет замертво, а геймер будет переигрывать отрывок до тех пор, пока не поддастся скриптам. Единственная причина, по которой стоит уделять хоть толику внимания всем игровым сценкам, заключается в том, что совершенно внезапно они могут превратиться в очередной QTE.
Если бы 15 лет назад мне сказали, что именно так будет выглядеть режим игры для одного игрока в проектах будущего – я бы не поверил. Это было бы слишком печально.
Ко-оп отнюдь не спасает ситуацию. Разработчики вынесли шесть специально рассчитанных на прохождение с другом уровней в отдельный режим, и, надо сказать, они значительно сложнее тех, что выполняются в гордом одиночестве. Мне они показались скорее разочаровывающими, нежели весёлыми, да и разрывы соединения, которыми грешит и мультиплеер, отнюдь не добавляют оптимизма.
Если вы любите ИГРАТЬ, то одиночную кампанию Battlefield 3 лучше обойти стороной. Куда разумнее обратить внимание на многопользовательский режим, где все намного масштабнее, красивее, а главное – находится под вашим контролем. Происходящим хочется любоваться, но нельзя – ваш напарник пробил оборону противника, защитники отступают, а вам надо действовать максимально быстро. Вы делаете прыжок вниз с обрыва и находитесь в свободном падении до тех пор, пока не откроете парашют за несколько метров до поверхности земли. Похожий момент есть и в одиночной кампании, но тут все надо сделать самостоятельно.
Здешний мультиплеер покажется знакомым тем, кто имел возможность оценить Battlefield Bad Company 2. Режимы Conquest и Rush возвращаются, ровно как и большая часть оружия. Самая приятная деталь – мы снова можем сесть за штурвал самолета, впервые со времен Battlefield 2. Вы проведете только небольшую часть игрового времени, пилотируя крылатого хищника – все игроки спешат оказаться в кабине истребителя сразу же после респауна, чтобы побыстрее добраться до места битвы. Самолеты необычайно эффективны против наземных сил противника, что кардинально перекраивает многие геймплейные устои и фактически меняет игру.
Казалось бы, техника не должна вносить каких-то особо крупных изменений, но это факт. Та зрелищность, которую самолеты привносят на поле битвы, полярно изменяет ощущения от сражений, превращая локальные потасовки в полномасштабную войну. На больших картах они являются неотъемлемой частью происходящего, а потому, выбирая в качестве места битвы локации поменьше, вы почувствуете, что чего-то недостает.
Лучше всего многопользовательский режим показывает себя на больших или открытых картах. Tehran Highway позволяет проехаться на танке, «прокачивать» здания и захватывать базы в режиме Conquest. Просторы Operation Firestorm позволили мне вскочить на джип и открыть огонь по противникам из дробовика – правда, до тех пор, пока вражеский самолет не положил конец этому веселью. Я взлетал ввысь на вертолете и аккуратно спускался на парашюте прямо во вражеское логово снайперов. Именно ради таких моментов и стоит играть в Battlefield.
Самое яркое воспоминание от игры – падение вертолета после того, как я отправил пилота на тот свет точным выстрелом из снайперской винтовки. В играх серии Battlefield я делал так уже трижды, и каждый раз это неописуемо радует. Выглядит великолепно и дает почувствовать себя настоящим героем. А главное – абсолютно не прописано заранее и рождено той свободой, которой наградили игроков. Одновременно кардинально контрастирует с зажатостью одиночного прохождения.
К сожалению, не все карты могут похвастаться большими открытыми пространствами или хорошим качеством проработки. Некоторые попросту кидают игроков в бесконечную мясорубку посреди локации. Это продолжается до тех пор, пока кто-то везучий не сможет прорваться сквозь этот ад. Особенно это заметно на примере Operation Metro. Grand Bazaar и некоторые другие карты, увы, ушли недалеко.
Классы претерпели некоторые изменения - штурмовикам, помимо привычных навыков, добавили еще и способности медиков, вовсе упразднив последних. Перед некоторыми игроками теперь встанет нелегкий выбор снаряжения, которое надо взять собой в бой: ракетницу или набор первой помощи? Для меня ситуация очевидна – я обожал играть за медика еще со времен Battlefield 2.
К счастью, дефибрилляторы теперь открываются быстрее, чем в Battlefield Bad Company 2. Скорее всего, они станут первым предметом, который вы получите при игре за штурмовика, вмиг став незаменимым членом своей команды.
Скорость прокачки и открытия новых предметов и новых может разочаровать некоторых игроков, особенно привыкших к Call of Duty. Определенные награды и очки опыта вы получите после каждого сетевого сражения или в награду за свои действия – спасение напарников, убийства из разного типа оружия – но, по замыслу разработчиков, самое ценное достанется только через сотню часов геймплейного времени. На ранних этапах игры приятно получить ленту за защиту M-COM или новый прицел для своей винтовки, но по-настоящему заманчивые награды вы получите значительно позже. А уж на то, чтобы собрать самые хорошие вещи для всех четырех классов уйдет целая вечность.
Вся статистика матчей регистрируется на Battlelog – это одновременно инструмент для создания матчей, список серверов и социальная сеть от EA. Он прекрасен, невероятен и совершенно неотлажен. Мне нравится возможность оценки моего игрового прогресса, включая количество убийств, побед и поражений (в сравнении с друзьями), личное оружие, степень аккуратности стрельбы. Все эти подробности как бы возвеличивают важность совершенных мною действий.
Но попросту в голове не укладывается, зачем выносить в окно браузера список серверов и меню создания матчей. Куда логичнее интегрировать это в Origin (сервис EA, предназначенный для цифровой дистрибуции) и выводить в виде всплывающих окон непосредственно в игре. На данный момент, чтобы сменить сервер, надо выходить из игры и совершать все манипуляции в окне браузера, что крайне неудобно.
Абсурдным кажется тот факт, что Battlelog является по сути и главным меню Battlefield 3. Именно сюда вы попадаете после запуска игры с рабочего стола, с предложением выбрать, в какой режим будете играть – одиночный или многопользовательский. Если сервис находится на техобслуживании (что за последние пару недель случалось довольно-таки часто), то вам придется вручную выставлять режим «Не в сети» в настройках Origin, чтобы поиграть в кампанию. Это не очень сложно, но стандартные игровые меню пришлись бы к месту куда больше.
На самом деле, все это цветочки по сравнению с нестабильностью работы сетевого режима. Игра может «вылетать» после каждого матча, или с 15-минутными интервалами, или не подключаться вовсе. Небольшие баги (исчезающее оружие и люди, пробегающие сквозь стены солдаты) есть и в одиночном режиме, но для некоторых игроков доступ к мультиплеерным баталиям просто не работает вовсе.
Учитывая то, что перед нами одиннадцатая игра популярной серии, запущенной в 2002 году, которая гарантировано хорошо продастся, - может ли такой неровный старт быть оправдан?
Конечно нет.
Безусловно, Battlefield 3 заимствует многое из предыдущих игр серии, но многопользовательский режим играется свежо и доставляет массу удовольствия. Ни один другой проект на рынке не предоставит вам ощущение настоящей войны. То чувство, которое испытываешь, лежа в траве рядом со своим напарником, наблюдая за наступающими из-за горизонта силами противника, - бесценно. Даже несмотря на то, что режим одиночной игры по сути собирает воедино все, что я терпеть не могу в видеоиграх, мультиплеер делает в точности обратное.
Именно поэтому Battlefield 3 получает высокий балл. Просто хотелось бы, чтобы EA не стремилась сломя голову выпускать игру до Рождества, а позволила бы до конца её отполировать. Я обязательно вернусь к проекту чуть позже, когда исправят основные ошибки. Сейчас остается только ждать. Непременно купите Battlefield 3 после нескольких патчей – оно того стоит.
Вердикт: Великолепный мультиплеер позволяет закрыть глаза на многочисленные недоработки и ужасную одиночную кампанию.
80/100
{social}