Наверное, честно будет сказать, что я совершенно не сдерживал себя в воображаемом диалоге с судьбой, когда в отчаянии рвал шлем в очередном приступе удушья. Мало того, что космическая станция, мой старый и добрый дом, разнесена в клочья и теперь дрейфует в виде гигантского облака обломков на опасно низкой орбите Земли, так ещё и скафандр неисправен и потихоньку травит кислород, без которого я скоро превращусь в консервную банку с довольно непритязательным содержимым, бликующую в лучах равнодушных звёзд.
Это Adrift, друзья, одна из новых и очень увлекательных игр, которая ещё более неотразима для геймера, свободно чувствующего себя в VR шлеме. Внимательно исследуя ошмётки станции и усиленно вертя головой в поисках дополнительной канистры с кислородом, который мог бы поддержать меня в борьбе с космическим вакуумом, со стороны, скорее всего, я выглядел довольно забавно. Но Adrift и VR не располагают к отстранённым мыслям. Где эта чёртова канистра?.. Я же сейчас сдохну! Опять!
Геймплей игры нельзя назвать абсолютно правдивым. Поймите меня правильно, я, конечно, не могу сказать, что раньше частенько выходил в открытый космос и уворачивался там от обломков космической станции, но есть же безжалостный интернет, который может рассказать и показать нам всю информацию о житие -бытие астронавтов и космонавтов, находящуюся в открытом доступе. Есть очень верно подмеченные вещи, случайно или намеренно усиленные Oculus Rift. Например, Space Adaptation Syndrome или синдром адаптации к условиям пребывания в космосе с его отсутствием гравитации, постоянной путаницей координат, а в сложных условиях Adrift ещё и движущимися ориентирами, получился очень реальным. Настолько, что я не рекомендую геймерам, не нюхавшим пороха в VR, приближаться к шлему и геймплею игры сразу после еды.
Adrift -это игровая версия нашумевшего фильма Gravity (Гравитация). На дворе 2037 год. Вы «гамаете» за единственно оставшегося в живых астронавта искусственной орбитальной станции, которую по неизвестным причинам разнесло на части. Несмотря на кажущийся хаос и полный развал конструкции, разрабы, тем не менее, пытаются внушить вам мысль, что не все ещё потеряно. Задачи геймплея просты как мычание. Все, что вам нужно сделать- это как-то выжить в огромном и холодном месиве мусора и как-то сообразить, почему, собственно, вашу станцию внезапно раскорячило. Ах да, есть все же небольшая проблема- у вашего скафандра «недержание» живительного кислорода. Каждый раз, когда вы включаете движки, чтобы уйти от столкновения с куском станции, кислород «вытекает» из танков с удивительной быстротой. А без него вы немного того…задыхаетесь и агонизируете, смешно елозя перчатками по стеклу шлема. Поэтому, соображая что к чему, нужно обязательно примечать канистры и забирать их с собой.
Сценарий геймплея предлагает, вероятно, самый страшный сон любого космонавта, но при этом вполне подробно знакомит игрока с обстоятельствами выживания человека в космосе. Любое неосмысленное движение может привести к катастрофическим потерям. Слишком сильный толчок - и уже завертелось и закружилось в глазах, центровка нарушена, не ясно где верх, а где низ, и навстречу вместо обломка, который должен был сработать как тормоз, вырастает Земля. Расчёт должен быть во всем и всегда, особенно когда кислород на нуле, а воон, там, буквально рукой подать, плывёт она, спасительница, заветная ёмкость, которую нужно обязательно перехватить! Но только начни дёргаться и удушье настигнет тебя раньше, чем ослабевшие пальцы беспомощно клацнут по канистре.
Между тем настоящие астронавты во время своих прогулок за бортом станции также должны быть очень аккуратны. Вот что говорит Mallory Jennings, техник, отвечающий за готовность «костюмов», предназначенных для выхода в космос.: «Масса самого скафандра и снаряжения для выполнения миссий в открытом космосе достигает очень больших значений. Если человек ведёт себя неосмотрительно, то все может закончится весьма плачевно. Сравните вылазку за борт станции с походом в магазин. Набрав полную тележку продуктов, вы понимаете, что сдвинуть ее становится тяжело. Но, как потом выясняется, ещё труднее вовремя остановиться». Впрочем, техник отмечает, что движение космонавта или астронавта в открытом космосе на 90% процентов сводится к "планированию" вдоль корпуса станции с прикреплённой страховкой. И только в исключительных случаях применяется SAFER, палочка-выручалочка или страховочная система, позволяющая вернуться обратно к станции и схватиться за выступы ее корпуса.
Что интересно, SAFER никак не связан с системой дыхания, и тут мы видим значительное отличие концепции геймплея Adrift и реальных принципов функционирования космического снаряжения. Кроме того, люди, которые дерзают выходить за пределы станции, дышат 100% кислородом, находящимся в переносных заплечных танках под давлением в одну треть земного. В среднем кислорода при штатной работе космонавта должно хватить на 8-10 часов. Но даже в том случае, если в скафандре образуется "течь" и кислород выходит, есть страховочный клапан, избавляющий от разгерметизации. Кстати говоря, ещё не разу скафандр у космонавтов или астронавтов не рвался. Но есть проверенный на тестах сценарий такого события. Скафандр оповещает своего «пассажира» сигналом тревоги, после которого человек в течении 30 минут должен вернуться внутрь станции. При отсутствии иных преград, времени вполне достаточно, даже с избытком.
Все эти чудеса, к сожалению, недоступны геймеру в Adrift. Запаса воздуха хватает только на 15 минут. За это время нужно найти канистру, а лучше две. Станция летает вокруг кусками, норовя зацепить или отбросить в глубины космоса. Передвигаться приходиться урывками, используя двигатель и беспощадную инерцию.
В очередной раз кувыркнувшись мимо точки приземления и скончавшись от приступа удушья, снимаю VR шлем. Смотрю вокруг ошалелыми глазами. Как хорошо, что рядом твёрдые, никуда не двигающиеся стены, как здорово, что можно вдохнуть вкусный воздух полной грудью. Да уж, остается надеялся, что с такой чередой ужасных событий, что выпали на долю всем игрокам в Adrift, никогда не придётся бороться настоящим космонавтам и астронавтам...Но все-таки интересно...где же найти ещё пару глотков кислорода, что пройти в следующую секцию?